Пробег — одна из главных характеристик, на которую обращают внимание при покупке не-нового авто. И в нашей стране его проверка — серьезная проблема: показания одометра очень легко изменить. Естественно, скручивают его в меньшую сторону, поскольку так машину можно продавать дороже. Пока что нет автомобилей, которые имели бы стопроцентную защиту от скручивания — потому что производителям в принципе все равно, что там происходит на вторичном рынке.
Рассказываем, как проверить пробег авто перед покупкой.
Почему вообще надо обязательно знать точный пробег?
Потому что:
- Чем больше проехала машина — тем сильнее изношены ее узлы, а значит тем меньше километров она сможет проехать еще, не требуя серьезного ремонта.
- Обслуживать машину нужно в том числе по пробегу. Если вы не будете знать точных цифр — можете пропустить плановую замену какой-то важной детали, и в будущем это приведет к поломке.
- У некоторых машин гарантия действует не только по годам, но и по пробегу. И может получиться так: вы думаете, что на вашем авто она еще есть, но на самом деле пробег скрутили, и гарантия давно закончилась.
Как проверить пробег перед покупкой?
Есть несколько вариантов:
- Дата выпуска. В среднем авто в личном пользовании (то есть не в такси, не у курьеров и не для прочих рабочих задач) прокатывает по 15-20 тысяч км за год. Показатель это усредненный: кто-то может намотать и меньше 10 тысяч км, а кто-то и все 50 тысяч (например, если живет в пригороде, или часто ездит на дачу). Поэтому умножьте возраст машины на 20 — и вы поймете, сколько тысяч км она должна была проехать. Например, у 7-летнего авто нормальным можно считать пробег в районе 140 тысяч. А вот если на одометре будет цифра в 40 тысяч — стоит спросить у продавца, почему он так мало ездил.
- Проверка по заграничным базам. Если машина была ввезена из-за границы, и вы знаете, из какой точно страны — ее можно пробить по тамошним базам. Сайты с такими функциями есть во многих странах, поэтому надо гуглить подходящий в зависимости от страны, откуда привезена машина. Обычно они работают бесплатно или с ценой в районе 2-10 евро за проверку, и в результате проверки выдают информацию в том числе и о пробеге.
- Сервисная книжка. Там отмечаются проведенные работы по техобслуживанию, и ставится пробег, на котором они выполнялись. Если она есть — вы можете сверить цифры оттуда с тем, что сейчас на одометре. Причем это полезно, даже если книжку давно не вели: например, если последняя запись там сделана 5 лет назад, пробег тогда составлял 120 тысяч, а сейчас показывает 135 тысяч — это должно вызвать подозрения.
- Проверка по украинской базе по VIN-коду. В нашей стране есть несколько сайтов, которые предлагают такую услугу. Это платно, стоит в районе нескольких сотен гривен.
- Проверка сканером по другим техническим модулям. В некоторых автомобилях пробег заносится не только в одометр, но и в другие места: КПП и в климатическую установку. Обычно это делают только в машинах классом выше среднего: вроде БМВ, Мерседесов, Ягуаров, и не в старых моделях. Для проверки пробега придется подключать сканер, причем в некоторых случаях только фирменный (например, для БМВ — свой, для Мерседесов — другой). Поэтому выполнить такую диагностику получится не на любой СТО. А еще — даже такая проверка не даст стопроцентной гарантии: показатели можно скрутить и в дополнительных модулях.
Подводим итог: самостоятельно проверить пробег можно, но скорее всего придется платить (либо за пробив по базам, либо за диагностику сканером). Но даже если вы пройдетесь по всем пунктам — нет гарантии, что получите честные цифры.
Как понять, что пробег смотан?
Вообще в нашей стране скрученный пробег — это настолько распространенная проблема, что она может встретиться у любого авто, которому исполнилось хотя бы 3-5 лет. Причем продавец может и не подозревать этого — если он покупал машину с рук, открутить одометр мог и предыдущий владелец.
Первые факторы, которые должны наталкивать на подозрения:
- Нет сервисной книжки. Вообще отсутствие сервиски это явление частое, особенно если машине лет 10+, так что это не означает, что пробег точно сматывали.
- Пробег не соответствует возрасту машины (слишком маленький). Владелец может объяснять это тем, что на авто ездила его жена, или что это вторая машина в семье, или что она досталась по наследству — и это может быть правдой. А может и быть обманом для прикрытия отмотанного одометра.
Понять, реальный ли километраж, можно по состоянию самой машины, как по внутреннему, так и по наружному.
Что надо осматривать внутри:
- Рулевое колесо. Его оплетка начинает засаливаться через 50-100 тысяч км, и трескаться и стираться спустя 150-200 тысяч км. Больше всего страдают области, где водитель чаще держит руки: зоны 9 и 3 часов. А если руль обновленный или заменен — продавец мог сделать это специально, чтобы скрыть реальное состояние и пробег.
- Педали. Если резина стерлась настолько, что уже просвечивается металл — машина явно откатала больше 200 тысяч км. Или если накладки подозрительно новые, а автомобилю лет 10-15 — скорее всего, пробег тоже в этом районе, или больше.
- Обивка водительского сиденья. Кожа начинает морщиться и протираться ближе к 200 тысячам, если на машине ездили аккуратно. Велюр держится меньше: в районе 100-150 тысяч может быть видна разница между водительским и передним пассажирским местами.
На что смотреть снаружи:
- Тормозные диски (при вывернутом до упора переднем колесе). У машин с МКПП, если диски новые, значит — старые уже отбегали не меньше 100 тысяч км. Если диск имеет стертую кромку в 2-3 мм, то пробег тоже приближается к 100 тысячам. У машин с АКПП ресурс у дисков поменьше, поэтому считать пробег не так удобно.
- Лобовое стекло. Если оно родное (год изготовления указан внизу), то чем больше на нем сколов и царапин — тем больше пробег. Если на одометре показывает 50-100 тысяч, а лобовое все в мелких «ссадинах» — пробег явно откручивали.
- Состояние ЛКП на капоте и переднем бампере. То же самое, что и со стеклом: если их не меняли и не перекрашивали, при большом пробеге на этих деталях будут видны мелкие сколы и царапины.
Как купить машину с честным пробегом?
Самый верный способ — взять машину, которая покупалась в Украине, и обслуживалась только в официальном салоне. Ну или хотя бы имеет родную сервисную книжку, в которой есть записи обо всех проведенных работах начиная с дня, когда первый владелец впервые сел за ее руль.
Другой вариант — покупать машину у хорошего автосервиса с положительной репутацией. Такие компании внимательно проверяют автомобили перед выкупом, и в том числе проверяют пробег.
За дополнительной консультацией в компании Рудольф Автохаус обращайтесь по телефону (066) 967 64 43 – Александр.